up
Sustainability / Health, Safety & Environment / Energy Consumption and Efficiency

Gazprom Neft works hard to promote energy efficiency. The Company’s divisions are developing and implementing measures to reduce energy consumption, and introducing energy efficiency plans.

An active energy-saving policy is a strategic priority for the EPS. As part of medium-term energy efficiency plans, energy-saving measures are intended to reduce the energy-related component of the overall unit production costs incurred by EPS facilities.

The main indicator of energy efficiency — the specific energy consumption (SEC) for the extraction of liquid — declined by 1.3% (from 25.02 to 24.70 kWh/t) at Gazpromneft-Noyabrskneftegaz in 2012, by 1.9% (from 43.7 to 42.88 kWh/t) at Gazpromneft-Khantos, and by 2.6% (from 34.46 to 33.58 kWh/t) at Gazpromneft-East compared with 2011. In 2012, measures were introduced to reduce energy consumption; these saved 145 million kWh at EPS facilities, including those at Gazpromneft-Noyabrskneftegaz — 39 million kWh, Gazpromneft-Muravlenko — 76 million kWh, Gazpromneft-Khantos — 23 million kWh, and Gazpromneft-East — 6 million kWh.

Currently, the Company’s EPS facilities are focusing on establishing a regular, permanent system of energy saving — an energy management system that complies with the ISO 50001:2011 standard. The energy management system is based on the introduction of technical and system measures and mechanisms for monitoring, auditing, analyzing and taking corrective actions. This will enable a shift from individual technical measures to systemic solutions both in technology and management.

To reduce emergency power curtailments and subsequent oil losses, the Company has developed a program to improve reliability and upgrade equipment and grids at Gazprom Neft production subsidiaries and affiliates for 2013 to 2015. In addition to technical measures, the program will include research on the current reliability of grids and electrical equipment, ranking and assessing damage risks, including those resulting from excessive climatic loads

The main areas of the program are:

  • measures to strengthen the protection of grids and power engineering facilities from thunderstorms and lightning;
  • measures to upgrade grids and substations, by retrofitting electrical installations;
  • power grid and equipment overhauls;
  • re-engineering of power facilities.

In 2012, in accordance with the requirements of Federal Law No. 261, energy audits were conducted at all subsidiaries and affiliates of EPS. Based on the audit results, a set of energy-saving measures has been developed, along with the receipt of energy certificates. The measures are scheduled for implementation in 2013 and 2014.

The energy efficiency plan for Gazprom Neft’s logistics, refinement and sales segment for 2013 to 2015 aims to reduce the consumption of heat and electricity by 9,926.3 TJ (including at the Omsk refinery — 6,440.3 TJ, Moscow refinery — 992.1 TJ and YaNOS — 2,493.9 TJ), which make up almost 5% of the planned consumption of electricity and heat during this period.

In 2012, the LRSS-oriented corporate project ‘Enhancing the Efficiency of Energy-Saving Process Management at Oil Refining Facilities of OJSC Gazprom Neft (the energy management system — EMS)’ was launched as per the ISO 50001 standard. A unified methodological framework for implementing the energy management system at Gazprom Neft’s oil refineries was developed, including the ‘Energy Efficiency Technical Policy’, the basic standard for the ‘LRSS-Oriented Energy Management System’, methodological documents on drafting the ‘Program for Energy Saving and Enhanced Energy Efficiency’ and monitoring the impact of implementing energy-saving measures. In 2013, the Company plans to introduce the energy management system at pilot facilities — OJSC Gazpromneft-Omsk Refinery.

MAIN ENERGY-SAVING INITIATIVES AT LRSS SUBSIDIARIES AND AFFILIATES:

  • introducing variable-frequency drives in electric motors (Omsk refinery, Moscow refinery, YaNOS);
  • modernizing compressor equipment: implementing step control, installing an anti-surge system; reconstructing instrumentationand controls for the air drying system (Omsk refinery);
  • reconstructing lighting systems using energy-saving technologies (Moscow refinery, Omsk refinery, YaNOS);
  • increasing in-house steam production through waste heat recovery from process furnaces and streams (YaNOS, Omsk refinery);
  • enhancing fuel efficiency in process furnaces: ceramic heating surfaces; hyperfine thermal insulation of furnaces; burner modernization, replacing tent stoves (with an efficiency coefficient of 63% to 70%) with vertical cylindrical furnaces (with an efficiency coefficient of 90%) at the Omsk refinery, Moscow refinery, and YaNOS.
Vadim YakovlevFirst Deputy CEO
Enhancing the reliability of electric power facilities is an important strategic direction for developing the energy sector and utility companies of Gazprom Neft. A large portion of these facilities are located in areas characterized by insufficient flow rates and a lack of transformer capacity from external grids.
ENHANCING ENERGY EFFICIENCY AND OPTI-MIZING THE USE OF ENERGY RESOURCES Enhancing energy efficiency and optimizing the use of energy resources are deemed urgent tasks for oil companies: energy costs make upa significant portion of operating costs. Through implementing energy conservation measures by oil producers, the Company successfully saved RUB 804 million.

In 2012, as a result of energy efficiency measures in the logistics, refinement and sales segment, the Company saved 3,141.2 TJ of heat and electricity, reducing energy costs by more than RUB 1.3 billion.

Major energy-saving measures in 2012:

  • reconstruction of economizers and superheaters for recovery boilers (with an energy-saving impact of 546.6 TJ);
  • installation of digital excitation controllers at compressor motors (with an energy-saving impact of 100.1 TJ)
  • hyperfine thermal insulation of furnaces (with an energy-saving impact of 151.7 TJ).

Gazprom Neft is exploring new possibilities for using alternative energy sources. At year-end 2012, the Serbian company, NIS, in which Gazprom Neft has a 56.5% interest, signed an agreement to construct a wind farm at Plandiste with Energowind. NIS has a 50% share of the project; the total cost of the wind farm, including development of the basic design and obtaining required permits, is EUR 160 million. Construction is scheduled to commence in the summer of 2013. The project will include the installation of 34 wind turbines with a total capacity of 102 MW in the Plandiste municipality. The wind farm at Plandiste will be the first wind farm in Serbia and will produce 212 GWh of electricity per year.

CONSUMPTION OF PURCHASED ENERGY EXPLORATION AND PRODUCTION SEGMENT, 2010 TO 2012:

Energy resources provided under supply contracts (purchase and sale contracts) Measuring units 2010 2011 2012
Purchased electric power
(net of power transferred to third parties)
RUB thousands 10,208,101 11,203,759 12,139,252
thousand kWh 4,886,404 4,577,957 4,902,184
Purchased thermal power
(net of power transferred to third parties)
RUB thousands 26,184 22,725 40,163
GJ 111,738 85,913 122,059
Gcal 26,687 20,519 29,152

ENERGY CONSERVATION PROGRAM TARGETS AND ACHIEVEMENTS IN 2012


Cost savings (including fuel cost savings from internal production), RUB million Saving heat and electricity, TJ

Planned Actual Planned Actual
Omsk refinery 749.3 1,070.6 1,747.7 2,572.3
Moscow refinery 141.7 120.5 202,2 185.6
YaNOS 150.3 153.9 386,0 383.3
Total 1,041.3 1,345.0 2,335.9 3,141.2

Source: Company data

CONSUMPTION OF PURCHASED ENERGY LOGISTCS, REFINEMENT AND SALES SEGMENT, 2010 TO 2012


2010 2011 2012
Electricity purchased, MWh 2,882.7 2,998.1 3,121.1
including YaNOS, MWh 997.9 1,033.6 1,054.8
Thermal energy purchased, GJ 15,061,319.9 16,308,920.8 16,854,981.1

Source: Company data

TOOLS:

Compared to 2011
Add to «My report»
My Report (empty)
Print this Page
Download in PDF
Share this page
  • SEND LINK BY E-MAIL


    Your name*

    Your e-mail*

    E-mail recipient*

    Comment

    Type the word on the picture

    Send
    *required fields
Interactive analysis
Gazprom Neft on the map
Feedback

наверх
Устойчивое развитие / Безопасное развитие / Потребление энергии и энергоэффективность

«Газпром нефть» последовательно работает над обеспечением эффективного использования энергии. На предприятиях Компании разрабатываются и внедряются мероприятия по снижению расхода электроэнергии, реализуются программы эффективного использования энергоресурсов.

Активная энергосберегающая политика является одним из стратегических приоритетов Блока разведки и добычи. На снижение доли энергетической составляющей в общих затратах предприятий Блока на выпуск единицы продукции направлено внедрение энергосберегающих мероприятий в рамках среднесрочных программ повышения энергоэффективности.

Основной показатель энергоэффективности — удельный расход электроэнергии на добычу жидкости — в 2012 г. снизился по отношению к 2011 г. на предприятии «Газпромнефть-Ноябрьск­нефте­газ» на 1,3 % (с 25,02 до 24,70 кВт • ч/т), на предприятии «Газ­пром­нефть-Хантос» на 1,9 % (с 43,7 до 42,88 кВт • ч/т), на предприятии «Газпромнефть-Восток» на 2,6 % (с 34,46 до 33,58 кВт • ч/т). Результат внедрения мероприятий, направленных на ­снижение потребления электроэнергии, — экономия 145 млн кВт • ч по предприятиям БРД в 2012 г., в том числе по предприятию «Газ­пром­нефть-Ноябрьскнефтегаз» — 39 млн кВт • ч, по филиалу «Газпромнефть-Муравленко» — 76 млн кВт • ч, по предприятию «Газпромнефть-Хантос» — 23 млн кВт • ч, по предприятию «Газпромнефть-Восток» — 6 млн кВт • ч.

В настоящее время в БРД Компании проводится целенаправленная работа по созданию регулярной, постоянно действующей системы энергосбережения — системы энергоменеджмента, соответствующей стандарту ISO 50001:2011. Система энергоменеджмента основана на внедрении технологических и системных мероприятий, механизмов проведения мониторинга, аудита, анализа, корректирующих действий. Это позволит перейти от отдельных технических мероприятий к системным решениям как в области технологий, так и в области управления.

Для снижения количества аварийных отключений электроэнергии и потерь нефти в связи с ними в Компании разработана программа повышения надежности, модернизации электрооборудования и сетей добывающих ДЗО «Газпром нефти» на 2013–2015 гг. В рамках программы, помимо технических мероприятий, планируется провести научно-исследовательские работы по определению текущей надежности электрических сетей и электрооборудования, ранжирования и оценки рисков их повреждений, в том числе и в результате сверхнормативных природно-климатических воздействий.

Основными направлениями реализации программы являются:

  • мероприятия по усилению грозовой устойчивости и молниезащите электрических сетей, объектов энергетики;
  • мероприятия по модернизации (ретрофит электроустановок) электрических сетей и подстанций;
  • капитальный ремонт электрических сетей и электрооборудования;
  • реинжиниринг объектов энергетики.

В соответствии с требованиями ФЗ № 261 во всех ДЗО Блока разведки и добычи в 2012 г. проведены обязательные энергетические аудиты, по результатам которых разработан ряд энергосберегающих мероприятий и получены энергетические паспорта. Реализация мероприятий намечена на 2013–2014 гг.

Программа энергосбережения Блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» на период 2013–2015 гг. ориентирована на снижение потребления тепловой и электрической энергии на 9 926,3 ТДж (в т. ч. ОНПЗ — 6 440,3 ТДж, МНПЗ — 992,1ТДж, ЯНОС — 2 493,9 ТДж), что составляет почти 5 % от планируемого потребления электрической и тепловой энергии за этот период.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ДЗО БЛПС:

  • внедрение систем частотного регулирования в приводах электродвигателей (ОНПЗ, МНПЗ, ЯНОС);
  • модернизация работы компрессорного оборудования: внедрение системы ступенчатого регулирования; установка антипомпажной системы; реконструкция систем осушки воздуха контрольно-измерительных приборов и автоматики (ОНПЗ);
  • реконструкция систем освещения с использованием энергосберегающих технологий (МНПЗ, ОНПЗ, ЯНОС);
  • повышение выработки собственного пара за счет рекуперации вторичного тепла технологических печей и технологических потоков (ЯНОС, ОНПЗ);
  • повышение эффективности использования топлива в технологических печах: керамопокрытие поверхностей нагрева; сверхтонкое теплоизоляционное покрытие печей; модернизация горелочных устройств; замена шатровых печей (КПД 63-70 %) на вертикальные цилиндрические печи (КПД 90 %) на ОНПЗ, МНПЗ, ЯНОС.
Вадим ЯковлевПервый заместитель генерального директора
Важным стратегическим направлением развития энергетики и энергетических предприятий Компании является повышение надежности электроснабжения объектов «Газпром нефти», значительная часть которых расположена в районах, характеризующихся недостаточной пропускной способностью и дефицитом трансформаторных мощностей внешних электрических сетей.
ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ Повышение энергоэффективности и оптимизация использования энергоресурсов — актуальные задачи для нефтедобывающих предприятий: затраты на электроэнергию составляют значительную часть операционных расходов. За счет реализации мероприятий по энергосбережению предприятиями нефтедобычи в 2012 г. получен экономический эффект в 804 млн руб.

В результате проведенных мероприятий по энергосбережению в Блоке логистики, переработки и сбыта в 2012 г. было сэкономлено 3 141,2 ТДж тепловой и электрической энергии, что позволило снизить затраты на энергоресурсы более чем на 1,3 млрд руб.

В 2012 г. в Блоке был запущен корпоративный проект «Повышение эффективности управления процессами энергосбережения предприятий нефтепереработки ОАО «Газпром нефть» (система энергетического менеджмента — СЭнМ)» в соответствии со стандартом ISO 50001. Разработана единая методологическая база для внедрения системы энергоменеджмента на предприятиях нефтепереработки ОАО «Газпром нефть», в том числе «Техническая политика в области энергоэффективности», основополагающий стандарт «Системы энергетического менеджмента БЛПС», методологические документы по формированию и оформлению «Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности», мониторингу эффекта, полученного от реализации энергосберегающих мероприятий. В 2013 г. планируется внедрение системы энергоменеджмента на пилотном предприятии — ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ».

Основными энергосберегающими мероприятиями в 2012 г. были:

  • реконструкция экономайзеров и пароперегревателей котлов-­утилизаторов (энергосберегающий эффект — 546,6 ТДж);
  • установка цифровых регуляторов возбуждения на двигателях компрессоров (энергосберегающий эффект — 100,1 ТДж);
  • сверхтонкое теплоизоляционное покрытие печей (энергосберегающий эффект — 151,7 ТДж).

«Газпром нефть» исследует новые возможности, связанные с использованием альтернативных источников энергии. В конце 2012 г. сербская NIS, где «Газпром нефти» принадлежит 56,5 %, подписала с компанией Energowind соглашение о строительстве ветроэлектростанции «Пландиште». В проекте NIS получает 50 %, общая стоимость ветроэлектростанции, включая разработку базового проекта и получение необходимых разрешений, составляет около 160 млн евро. Начало строительства станции намечено на лето 2013 г. В результате реализации проекта на территории муниципалитета Пландиште будут установлены 34 ветрогенератора общей мощностью 102 МВт. ВЭС «Пландиште» станет первым ветропарком в Сербии, его эксплуатация обеспечит производство 212 ГВт • ч электроэнергии в год.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИОБРЕТЕННОЙ ЭНЕРГИИ: БЛОК РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ, 2010–2012 ГГ.

Энергетические ресурсы, поставляемые на основании договоров поставки (купли-продажи) Единицы измерения 2010 2011 2012
Закупленная электроэнергия (за вычетом переданной на сторону) тыс. руб. 10 208 101 11 203 759 12 139 252
тыс. кВт • ч 4 886 404 4 577 957 4 902 184
Закупленная тепловая энергия (за вычетом переданной на сторону) тыс. руб. 26 184 22 725 40 163
ГДж 111 738 85 913 122 059
Гкал 26 687 20 519 29 152

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В 2012 Г.

Экономия затрат (с учетом экономии затрат на топливо собственного производства), млн руб. Экономия тепловой и электрической энергии, ТДж
ДЗО План Факт План Факт
ОНПЗ 749,3 1 070,6 1 747,7 2 572,3
МНПЗ 141,7 120, 5 202,2 185,6
ЯНОС 150,3 153,9 386,0 383,3
Итого 1 041,3 1 345,0 2 335,9 3 141,2

Источник: данные Компании

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИОБРЕТЕННОЙ ЭНЕРГИИ: БЛОК ЛОГИСТИКИ, ПЕРЕРАБОТКИ И СБЫТА, 2010–2012 ГГ.

2010 2011 2012
Закупленная электроэнергия, МВт • ч 2 882,7 2 998,1 3 121,1
в т. ч. ЯНОС, МВт • ч 997,9 1 033,6 1 054,8
Закупленная тепловая энергия, ГДж 15 061 319,9 16 308 920,8 16 854 981,1

Источник: данные Компании

ИНСТРУМЕНТЫ:

Сравнить с 2011 г.
Добавить в «Мой отчет»
Мой отчет (пустой)
Версия для печати
Скачать в PDF
Поделиться
  • ОТПРАВИТЬ ССЫЛКУ ПО E-MAIL


    Ваше имя*

    Ваш e-mail*

    E-mail получателя*

    Комментарий

    Введите слово на картинке

    Отправить
    *обязательные для заполнения поля
Интерактивный анализ
Компания на карте
Обратная связь